фон Штырман
За культуру ответишь!
Если куклы с книжной полки пыльной
в полночь спустятся на шаткие подмостки -
Что их ждёт при встрече с этой былью?
С этой былью всё не так-то просто...
©К. Арбенин


Как ни забавно это звучит, но идея "старой сказки на новый лад" сама стала уже далеко не новой. Древние истории о волшебной силе любви и невообразимой жестокости, весёлые и печальные, добрые и жутковатые, стали очень благодатной почвой для нашей постмодернистской культуры. В первую очередь потому, думаю, что сказки практически интернациональны: учёные до сих пор не могут дать внятный ответ на вопрос, как и почему одни и те же сюжеты, с незначительными различиями в деталях, на протяжении тысячелетий пересказываются народами, живущими на разных сторонах земного шара, без какой-либо возможности контакта в прошлом. А ещё они близки каждому - ведь вряд ли найдётся в мире человек, не знающий и не слышавший в детстве ни одной. Мы слушаем сказки с самого маленького, ещё бессознательного даже, возраста. Поэтому они очень прочно встроены в наше сознание.
Знаете, что ещё очень привлекательно в сказках? Знаете, конечно - их бесконечная вариативность. Сказочный мир с его Тридесятыми царствами, тёмными лесами густыми, молочными реками и синими морями-окиянами - первая в мире "Расшаренная вселенная" (не путать с "Расширенной" ;))! Мы ориентируемся в ней не хуже, чем в собственном мире, все её законы и "матчасть" известны нам с детства, поэтому каждый без труда может создать свою сказку - бери сюжет, дополняй, изменяй, компилируй!..
Впрочем, о роли и устройстве сказок можно говорить бесконечно, к тому же эту тему я здесь уже поднимал, говоря о "the Path" - лучше Проппа почитать ;) Я же хочу рассказать об одной штуке, от которой последние пару месяцев нахожусь в восхищении.

В последнее время создатели компьютерных игр наконец-то поняли, что людям уже давно неинтересно просто двигаться по заданному сюжету, ведь играя, мы так или иначе отождествляем себя с главным героем, и испытываем немалый дискомфорт, когда наше альтер-эго ведёт себя совсем не так, как нам хочется. Теперь к моему огромному удовольствию всё чаще появляются игры с нелинейным сюжетом, или хотя бы с иллюизей выбора (как обожаемый мной Mass Effect, где на все события можно отреагировать по-своему и построить определённым образом отношения с каждым из персонажей, так что характер ГГ получается таким, каким создаёт его игрок).
Жанр, где выбору игрока отводится самое главное место, можно назвать "Интерактивным кино". Недавно студия "Telltale Games" выпустила игру "Ходячие мертвецы" по мотивам одноимённного комикса. Игра вышла очень интересной, но у меня симпатии не вызвала, ибо зомби - мягко говоря, не моя тематика.
Зато их новый проект пришёлся мне более чем по душе. Он называется "Волк среди нас" (the Wolf among us) и повествует отнюдь не об оборотне. Эта история - о Злом и Страшном Сером Волке, а ещё о Белоснежке, Дровосеке, Синей Бороде и о многих других персонажах сказок, песен и легенд, живущих по соседству с нами, в Нью-Йорке конца XX века. В новом, мрачном и негостеприимном мире, где сказкам не нашлось места, их герои выживают, как могут: Синяя Борода теперь - влиятельный бизнесмен, Русалочка по ночам танцует в стрип-клубе, Чудовище работает на трёх работах, чтобы сводить концы с концами, и его брак с Красавицей трещит по швам, Принц-лягушка устроился полотёром, а Дровосека каждый день можно застать напивающимся в одном и том же баре.
Большой и Страшный серый волк, или просто Бигби, стал следователем по делам "Сказаний" (как называют себя сказочные персонажи): его обязанность - охранять Сказаний друг от друга и держать этот зыбкий мир в тайне от простых людей. Как любой уважающий себя детектив, игра начинается с таинственного убийства, расследование которого погружает игрока в этот мрачноватый и удивительный мир, полный волшебных превращений и вполне реальных перемен, в мир, где находится место легендарной чести и бытовому предательству, настоящей любви и сказочному свинству...
Игра на 80% состоит из диалогов, которые игрок может вести так, как ему захочется; его слова и поступки влияют на отношение к нему других персонажей. Ты сам волен выбрать любую линию поведения: к примеру, придя в квартиру с обыском, можно тщательно осмотреться и найти неопровержимые улики, или же запугать хозяина, чтобы он сам выдал необходимую информацию. И конечно, выбирая второй путь, не стоит ожидать, что хозяин останется к тебе благосклонен и не попытается в следующий раз как-нибудь отомстить.
Про атмосферу я уже много чего сказал, но скажу ещё раз: среди современных игр сейчас сложно найти нечто настолько же стильное: нуаровый Нью-Йорк с его бесконечными трущобами и небольшими барами, "злачными" ночными клубами и дрянными отелями, где за каждым углом прячется "повзрослевшая" сказка, забирает с первых кадров и не отпускает. Этому способствует и великолепная рисовка (именно "рисовка" а не "графика", потому что визуально игра стилизована под оживший комикс).
В общем, если вам нравится городское фентези, детективные сюжеты и нуаровая атмосфера - настоятельно рекомендую! Игра выходит по небольшим сериям, появляющимся в Сети где-то раз в месяц и заканчивающимся, как водится, на самом интересном месте! :-( Три, вышедшие на настоящий момент в русском переводе, можно скачать тут.
Думаю, "Волк среди нас" придётся по нраву даже тем, кто обычно не играет в компьютерные игры, потому что эта вещь имеет с обычными играми мало общего: здесь вообще не надо бегать и стрелять, а вот принимать решения, проявлять внимание к деталям и оперативно реагировать приходится на каждом шагу. Это - захватывающий фильм, где вам даётся удивительная возможность принять самое непосредственное участие в сюжете.

Нуф-Нуф опять сбежал с фермы и теперь живёт у Волка, в качестве сатисфакции за разрушенный некогда дом.
изображение

@темы: рецензии, игры