На что только человек не может потратить ночь... Предлагаю уважаемым Постоянным Читателям результат своего шестичасового труда. Рецензирование приветствуется
UPD: существенно дополнены разделы о Фрике и Аномалии.
фон Штырман И. К.
ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
КАК НОСИТЕЛЕЙ МЕТОДИКИ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА
И ОСОБЫХ ПАРАДИГМ ПОВЕДЕНИЯ
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Как известно, знание студентами предмета и в огромной степени отношение к нему, генеральным образом зависит от преподавателя. В настоящей работе автор ставит своей целью осветить основные, наиболее распространённые формы исповедуемых преподавателями парадигм поведения при подаче материала и приёме экзаменов, проследить ряд моделей взаимоотношения «аудитория <-> преподаватель», а так же дать некоторые советы по взаимодействию с каждым из означенных типов. Работа призвана помочь студенту в построении благополучных отношений с преподавателем для достижения взаимной гармонии и, как следствие, успешной сдачи сессии.
По признаку используемой преподавателями парадигмы поведения, автор считает нужным выделить три типа:
Тип 1:
БубнёрСобственно, «препод обыкновенный», к сожалению, самый распространённый тип.
Главная дифференциальная черта Бубнёра — монотонность в подаче материала. Бубнёр, как правило, либо дословно воспроизводит хрестоматийный материал по теме, либо и вовсе читает таковой с листа. Несмотря на дословное воспроизведение Бубнёром текста, такой преподаватель бывает способен сделать предмет в огромное количество раз труднодоступнее, чем он есть объективно, и причина кроется в абсолютно рассеивающей внимание и усыпляющей однообразности повествования Бубнёра. Часто студент вовсе не допускает возможности обратиться к Бубнёру с просьбой разъяснить материал, очевидно вследствие убеждённости первого в полной неспособности преподавателя осветить предмет понятнее, или хотя бы просто другими словами, а так же вследствие характерной нелюбви Бубнёров к повторению уже воспроизведённого.
Бубнёр выполняет свою работу автоматически, не привнося в речь каких бы то ни было признаков своего «Я», а порой — и вовсе признаков человеческой сущности. В результате часть аудитории Бубнёра недолюбливает, а большинство относится к нему нейтрально, т. к. не может составить какого бы то ни было мнения о преподавателе до самого экзамена.
На экзамене Бубнёр часто оказывается неоправданно строг, поскольку требует от сдающего точнейшего ответа, максимально приближенного к написанному в книге или данному на лекции (что, в сущности, одно и то же). И единственно верный способ хорошо сдать Бубнёру экзамен — действовать его же методами, т. е. отвечать монотонно, усыпляя внимание преподавателя (разумеется, без хотя бы поверхностного знания материала проделать это практически невозможно).
Собственно, способ ответа на экзамене преподавателю в его же манере (за исключением, возможно некоторых случаев с типом Фриков, но об этом позднее) объективно является одним из верных путей к успешной сдаче.
читать дальше
Тип 2: Лектор
Некоторые исследователи классифицируют Лектора как идеал Бубнёра, но автор данной статьи из уважения выделяет его, как отдельный тип.
В отличие от Бубнёра Лектор никогда не обращается к конспектам и преподаёт материал идеально сбалансированной и организованной живой речью, насыщенной интонационными конструкциями и любопытными иллюстрациями по теме. Лектор безукоризненно выполняет поставленную перед ним задачу — преподать материал в доступной, запоминающейся форме. С одинаковой лёгкостью и спокойствием он сообщает любые сведения в рамках своего предмета без всякого личного пристрастия к какой бы то ни было теме и подробно ответит на любые возникнувшие у студента вопросы. Впрочем, Лектору, как и Бубнёру, таковые задаются крайне редко, но уже по другой причине: то, о чём говорит Лектор, обычно доступно всем с первого прослушивания.
Как правило, подавляющее большинство аудитории вполне заслуженно сходится на высокой оценке преподавательских качеств Лектора и большинство студентов проникаются к нему искренним уважением.
На экзамене Лектор строг, но справедлив; никогда не «заводит себе любимчиков», но и никого не «валит», стараясь оценивать сдающих как можно более объективно.
Лектору практически невозможно хорошо сдать экзамен без блестящего знания материала, однако важна и сама форма его изложения студентом: как знаток риторики, Лектор ценит организованную, хорошо поставленную речь, находчивость и во многих случаях, как бы это ни казалось абсурдным — чувство юмора. Тем не менее следует помнить, что «отшутиться» от Лектора удастся навряд ли: он небезосновательно считает, что дал студенту хорошую базу по предмету и теперь имеет полное право требовать от него чёткого, развёрнутого ответа.
Тип 3: Фрик
По причине неудержимой увлечённости предметом, с классической методикой преподавания Фрик находится в состоянии взаимного отрицания. И это один из немногих основополагающих факторов в дифференциации Фрика, как типа. Объективно говорить о Фриках очень сложно, так как каждый из них предельно субъективен и совершенно уникален. Каждый Фрик обладает сугубо индивидуальной манерой преподавания. На лекциях Фрик может прибегать к любым, самым неожиданным способам подачи материала: от поэзии до пантомимы и приводить ярчайшие, прекрасно запоминающиеся иллюстрации, вплоть до анекдотов (не обязательно научных и исторических). Проникнувшись своим предметом больше, чем окружающим миром, Фрик не старается выстроить лекцию в определённую композицию; кажется, он вообще не придерживается какого-либо плана: получая нескрываемое удовольствие от повествуемого, Фрик, кажется, не имеет понятия, о чём будет говорить в следующий момент и чем закончит свою лекцию. Речь его предельно эмоциональна, ярка и разнообразна. Фрик легко может отвлечься от заданной планом темы и перейти на другую, более его интересующую, а следственно, кажущуюся ему более важной; любимому аспекту своего предмета Фрик может посвятить сколь угодно времени, а нелюбимый может и вовсе не затронуть, в обоих случаях исповедуя свой, предельно субъективный взгляд на предмет, иногда преподносимый не как единственно верный, но даже как вовсе единственный (случай Аномалии — будет рассмотрен позднее). Однако все перечисленные признаки сугубо окказиональны, т. к. ярчайшая индивидуальность каждого Фрика не даёт составить общий объективный портрет данного типа.
Возможные недостатки методов преподавания Фрика полностью нивелируются поразительно сильной харизмой; его субъективизм неминуемо распространяется на аудиторию, заставляя одну её часть проникнуться к Фрику самыми тёплыми чувствами вплоть до обожания, а другую — чуть ли не возненавидеть преподавателя. Отношение студента к Фрику обуславливается степенью заинтересованности в преподаваемом Фриком предмете и природной субъективной возможностью студента «войти в резонанс» с соответствующими методами и манерой повествования. В этом случае вместе с информацией по предмету, преподанной в доступной и удивительно живой форме, студенту так же передаётся увлечённость Фрика, что невольно заставляет учащегося проникнуться предметом не меньше своего преподавателя. Из данного заключения можно сделать вывод, что никто не может заинтересовать в предмете имеющего к тому предрасположение студента так, как Фрик. Однако, в противном случае, когда методы Фрика не соответствуют потребностям конкретного студента, информация, излагаемая преподавателем может вовсе не восприниматься и не усваиваться учащимся. По этой причине нейтральной позиции в отношении к Фрику, как правило, не существует (исключение, возможно, составляет лишь незначительная часть аудитории, снисходительно рассматривающая такого преподавателя, как слегка помешанного).
Ситуация усугубляется также тем, что Фрик, тонко чувствуя «ответный резонанс», вызываемый им в аудитории, а в общем случае — просто руководствуясь всё тем же субъективизмом, вполне может «заводить себе любимчиков» и проникаться довольно необоснованной неприязнью к некоторым студентам.
О поведении Фрика, как типа, на экзамене говорить не приходится вследствие всё той же индивидуальности каждого. Однако не будет большим допущением сказать, что студент получает довольно точное представление о манере проведения экзамена Фриком на первой же его лекции, а следовательно, может разработать примерный план действий. Во многих случаях находчивоть, чувство юмора и собственная увлечённость предметом может сыграть при ответе Фрику самую решающую роль. В большинстве случаев, Фрику, как никакому другому преподавателю важно понять, что студент имеет собственный взгляд на предмет, однако следует помнить, что отстаивать мнение прямо противоположное мнению Фрика бывает небезопасно. Кроме того, надлежит соблюдать предельную осторожность в изложении Фрику его любимого аспекта предмета: как человек, блестяще подкованный и глубоко заинтересованный в данном вопросе, он желает получить от студента как можно более исчерпывающий ответ по теме и порой требует досконального знания мельчайших деталей, кажущихся Фрику наиболее важными. Существует так же и вероятность, что Фрик, узнав, что студент получил билет с любимой темой, забывшись, сам незамедлительно даёт полный по ней ответ. Однако в любом случае, при подготовке к экзамену Фрика, студенту настоятельно рекомендуется изучить любимый аспект преподавателя как можно глубже и разностороннее.
Говоря о Фриках, невозможно не упомянуть такой особый их подвид, как Аномалии. Подобные индивиды встречаются крайне редко, но автор данной статьи считает невозможным не обратить на них внимание. Это «радикальный» случай Фрика, своеобразный его экстремум: субъективизм в манере преподавания Аномалии и, главное, её взгляд на собственный предмет, идёт в разрез не только с классической методикой преподавания, но и с официальной наукой. Речь Аномалий бывает столь безадресной, неконкретной и труднодоступной, что часто вовсе не воспринимается студентами, и подавляющее большинство из них, вначале испытывает всё растущее недоумение по отношению к преподавателю, а потом прочно укрепляется в отвращении и даже презрении к нему. Предмет, ведомый Аномалией, вызывает у студента наибольшее количество трудностей, так как порой Аномалия не только не может преподать необходимый материал, но даже объяснить сущность вопроса. Таким образом студент становится вынужден по сути заниматься самообразованием в данной области науки.
При подготовке к экзамену Аномалии следует пользоваться хрестоматийной, доступно написанной справочной литературой. Однако необходимо помнить, что мнение Аномалии по некоторым вопросам часто идёт в разрез с мнениями самых авторитетных учёных, и изложение студентом точки зрения, отличной от взгляда такого преподавателя может вызвать самые печальные последствия. Автору не видится возможным дать какой-либо совет о действиях в подобных случаях; как с личностями крайне непредсказуемыми, в общении с Аномалиями можно прибегнуть лишь к одному методу: соблюдать крайнюю осторожность, действовать по ситуации и надеяться на лучшее.
Остаётся лишь гадать, почему люди, деятельность которых могла быть куда более полезна, если бы ограничивалась исключительно написанием научных работ, занимаются преподаванием, однако у вышестоящего руководства всегда находятся для того веские причины. Собственно, это третья после радикального субъективизма и непредсказуемости характерная особенность Аномалий.
Таковы по мнению автора основные типы методики подачи материала и парадигм поведения преподавателей. Данная работа нисколько не претендует на универсальность и объективность, и является лишь отражением субъективных взглядов автора и накопленного им небольшого опыта.