ОбоснуйОбоснуя нет.
Не того обоснуя, почему ЗВ VIII — плохое кино; он-то как раз нижеследует. Нет обоснуя в самом фильме. Серьёзно: в каждой сцене пол-экрана в моём сознании загораживали очереди вопросительных знаков — либо после слова «КАК», либо после «НАХУЯ».
Один малюсенький истребитель выводит из строя все орудия гигантского дредноута, а многочисленный имперский флот любуется этой сценой и ничего не делает: как эскадрилии не поднимает, так и не атакует торчащий рядышком флот Повстанцев, являющийся основной целью. Зачем вообще такие большие корабли, если они так просто выпиливаются?
Тот же самый имперский флот не может разнести в щепу три с половиной повстанческих кораблика, несмотря на успешную атаку истребителей, и медленно и печально летит за ним. Повстанцы не менее медленно и печально удирают. Весь фильм.
Каких-то двух оборванцев без вопросов пускают в роскошное казино, затем местная полиция их арестовывает за парковку в неположенном месте (причём звездолёт и не подумали эвакуировать), а потом, после побега, их почему-то в определённый момент просто-напросто прекращают преследовать.
Рэй после побоища в кабинете Сноука чудесным образом снова оказывается на «Соколе» (не иначе, расщипившись на мидихлорианы и материализовавшись в другом месте)...
Сцен, в которых отсутствует логика так много, что совершенно бессмысленно их перечислять. Так что к создателям восьмых ЗВ у меня миллион мелких претензий и 3 больших. Вот о них подробно:
1. Лея, которая вытащила вытащила себя за волосы из болота. Нет, претензия отнюдь не к матчасти: мы уже давно привыкли, что космос Далёкой-далёкой Галактики — не безвоздушное пространство. Но принцесса, которая вдруг научилась парить — что за нах? Сила, разумеется, с ней, но с каких пор она умеет так здорово ею пользоваться? Может ей ещё и по лайтсэйберу в каждую руку дать? В общем, совершенно непонятно, зачем вообще надо было делать этот пафосный взрыв на капитанском мостике с последующим маразматически-чудесным спасением командующей.
2. Расточившийся Люк в конце фильма. Низачем. Нипочему. Типа ради грамотных сюжетных схем надо предоставить молодых героев самим себе. Самая глупая кончина персонажа за всю историю Саги. Да, это очевиднейшая аллюзия на смерть Оби Вана в «Новой Надежде», но если там это был единственный результативный выход для старого мастера, то здесь никаких видимых причин для прекращения Люком плотского существования не имелось. Возможно, он отдал во всех смыслах все силы на поддержание такой крутой проекции себя на другом краю Галактики, и всё равно этот момент кажется притянутым за уши.
3. Ну и самое главное. Люк всерьёз подумывал о том, чтобы прирезать своего племянника и лучшего ученика во сне. Это звучит настолько дико, что даже ничего добавлять не буду. Тут остаётся только топать ногами и материться на весь кинозал.
Если первые два пункта я бы ещё мог простить, то третий настолько не вяжется с концепцией персонажа и джедаев в целом, что перечёркивает все достоинства фильма, которых всё же немало, и отчего обидно втройне.
Всё, что происходит между персонажами (не считая злоебучего пункта 3) — круто, классно и охрененно! Баланс Силы нарушен, и Тьма и Свет не картинно стоят по разные стороны баррикад, плюясь друг в друга пафосом, но путаются и взаимопроникают. Рэй и КайлоРен пытаются понять себя и друг друга, и всё это совсем не похоже на пубертатные самокопания. Шаблоны крайне приятно рушатся: видишь сцену, откровенно цитирующую что-то из старых частей, и уже готовишься, зевая, сказать, что будет дальше, как — бац! — и всё выходит совсем по-другому, здорово и правильно.
Юмор наличествует, и он хорош: Чубакка со своими курочками, Утюг (тут просто выть в голос и аплодировать — привет тапку из VI эпизода!), и конечно же, великолепное явление Йоды — это пять. Непонятно, опять же, каким образом он, будучи призраком, громы и молнии призвал
Ну и конечно, невероятно красивые пейзажи, звери (в этом фильме их особенно много), и вообще шикарнейше проработанные детали. Впрочем, меньшего от «Звёздных Войн» я и не ждал, и не хотелось бы опускаться до выводов в духе «хорошо, хоть здесь не облажались».
Вообще, фильм оставляет очень противоречивые чувства. Атмосфера — на месте, интересно до чёртиков, красиво до безобразия, и да, это по-прежнему «Звёздные Войны», но полное отсутствие обоснуя и наитупейшая история Люка практически перечёркивают всё.
Ну и ещё пара ложек дёгтя.
Первая (и тут совершенно субъективно) — бабы. Если в VII эпизоде я был рад увеличению количества женщин в кадре, то здесь матриархат в повстанческой ставке неприятно наводит на мысли о конъюнктуре. Женщины-адмиралы, феминизму ура. Тут со мной можно спорить, но ИМХО война была и должна оставаться делом преимущественно мужским. Если вообще должна оставаться.
Вторая — Нераскрытые предыстории чего бы то ни было. В предыдущей части я на это не роптал, будучи уверен, что потом прояснится. Но продолжение не дало решительно никаких ответов: откуда взялся засушенный главзлодей Сноук? Почему Лея не заседает на Корусканте, а по-прежнему руководит шайкой космических изгоев? И что вообще теперь на Корусканте? Очень боюсь, что этого мы так и не узнаем.
А ещё — так ли плоха Империя, если противостоят ей единицы? Этот вопрос полунамёками проскальзывает в фильме, и очень жаль, что не раскрывается сильнее, уступая традиционной борьбе добра с ослом.
И вроде бы не случилось ничего непоправимого, и фильм — не полное говно, и пересмотреть охота, и IX «Звёздные» всё ещё могут спасти положение, но вера в продолжателей дела великого демиурга Лукаса вчера у меня пошатнулась.