Разумеется, я не ждал от фильма ничего, и в последнюю очередь — историчности. И все зануды, праведно гневающиеся «что они сделали с Николаем нашим Васильевичем?!?!» могут сразу идти нафиг. Вы документалистики хотели? Да по одному постеру было понятно, что истаризмом тут не пахнет. Тут пахнет постмодернизмом, и вот его-то я и собирался проверить на вкус.
И в первые минут пятнадцать фильма я понял, что вкус у создателей есть, по крайней мере, снято красиво, оператору отдельный респект. Но обо всём по порядку.
Вступительная сцена фильма, с разбойничками в осенней рощице, которым подельник привозит голую девку, мигом унесла меня с просторов Украины на просторы Редании: сейчас, ну вот сейчас сюда приедет Геральт из Ривии верхом на верной Плотве! Приехал назгул. С тентаклями. Пластмассовыми. Всех убил. Гыыы! ^_____^ Смотрим дальше.
А дальше действие переносит нас в викторианский Петербург (да-да, именно так) к припадочному писарю Гоголю, имеющему суперспособность посредством своих галлюцинаций раскрывать преступления, и Меньшикову в роли
И вот эти двое едут в Диканьку расследовать таинственные убийства девушек. Далее на сюжете заострять внимание не буду, тем более, что за полтора часа хронометража он не сильно-то и продвинулся. Да, товарищи, пожалуй, главной неожиданностью фильма для меня стал тот факт, что это и не фильм вовсе. Это самый настоящий сериал, снятый по сериальным канонам в сериальном же формате, заданном этой вашей «Игрой Престолов», «Во все тяжкие» и другими шедеврами жанра. И фильм «Гоголь. Начало» представляет собой ни что иное, как две пилотные серии, разделённые композиционно («Глава 1», «Глава 2»). Почему же тогда его показывают в кино, как полный метр? У меня два предположения: во-первых, хотят срубить побольше бабок, во-вторых ссут, что как сериал пипл не схавает. И такой сельский подход продюссеров крайне печален. Нет, если они будут выпускать по 2 серии в месяц и крутить их в кино — ребят, вы странные, но ОК; а если по две серии в год-полтора-два — я банально забуду, с чего всё начиналось: т.к. сюжет-то не арочный, а сквозной.
И в этом заключается моя главная претензия к создателям фильма. Потому что в остальном — можете смеяться, но мне понравилось.
Во-первых, очень атмосферно. Правда, если авторы хотели создать атмосферу гоголевских произведений, у них скорее получилась «Сонная лощина» в вольном переводе Сапковского. Но кто сказал, что это плохо? Хоррор и саспенс. Два страшных иностранных слова, с которыми так трудно в русском кино. Пугать наши умеют из рук вон плохо, а тут у них получается. Респект! Спецэффекты. Тут разброс странный: от «Зашибись!!» до откровенной халтуры. Про пластмассовые тентакли я уже говорил, впрочем, они ещё вполне могут оказаться и вправду «ненастоящими». Персонажи. Пока ещё не раскрыты, но потенциал есть. Что касается образа самого Гоголя — создатели всё же постарались сделать, чтобы с историческим прототипом его связывала не только фамилия и причёска: есть мотивы клаустрофобии, чрезмерной брезгливости, лунатизма, ну и конечно, сцена с сожжением собственных произведений, кудажбезэтого. Тема сисек. Раскрыта полностью, симпатично и ненавязчиво. В кадре много красивых украинских девушек, не всегда одетых и не всегда живых. Ня!
Всё получилось правда неплохо, ещё бы чуть-чуть, и не стыдно было бы выводить на экспорт. Ну а так, для внутреннего использования, это вполне годная штуковина. Стильно, атмосферно, не отпускает ещё некоторое время после просмотра и вызывает желание перечитать Гоголя. Буду смотреть дальше.
PS: и да, над тем, что Пушкина играет не Безруков, а Деревянко, я ржал долго: