Хорошо, когда в желтую кофту
душа от осмотров укутана!
Хорошо,
когда брошенный в зубы эшафоту,
крикнуть:
«Пейте какао Ван-Гутена!»

В. Маяковский, «Облако в штанах».

Перечитывая, задумался: а кто такой этот самый Ван-Гутен и при чём здесь какое-то какао?

В ответ Яндекс поведал мне о, наверное, самой шокирующей рекламной акции в истории:

Рецепт индейского напитка из какао-бобов, долго хранившийся в секрете испанской короной под страхом смертной казни, в XVIII веке был наконец-то раскрыт.

А когда в 1828 году голландский предприниматель Конрад Ван Гуттен изобрёл машину, измельчающую бобы в порошок, приготовление какао и вовсе стало доступно каждому.

Однако, широкая аудитория не очень-то спешила пробовать экзотичный напиток, предпочитая привычные кофе и чай.
Ни масштабные рекламные кампании в газетах, ни основанные на медицинских исследованиях лекции о пользе какао, не принесли напитку популярности, а Ван Гуттену, соответственно, денег.

Спустя почти 40 лет откровенно вялой торговой деятельности отчаявшейся голландец решил воспользоваться нестандартными методами продвижения.

В 1865 году он связался с заключённым амстердамской тюрьмы, приговорённым к смерти, и сделал ему весьма необычное предложение.

Казни в Голландии в те времена ещё проводились публично. И в момент, когда преступнику предоставили последнее слово, тот проорал перед собравшиеся толпой: «Пейте какао Ван Гуттена!».

Вскоре семья казнённого получила щедрую денежную компенсацию от бизнесмена, а неодназначная рекламная акция стала предметом для холиваров по всему миру, и в итоге вошла в историю.

Стоит ли говорить, что продажи какао у Ван Гуттена с того дня резко выросли?

Такие дела.