фон Штырман From streets to Stratosphere

понедельник, 27 января 2014

краткость сестра

04:01 Об одном известном заблуждении
"Вот, коряво, зато от души. - А надо ли от души - коряво?" :c: Сатори.



И я тоже так думал, особенно в Дерзании, выслушивая аргументы от пока не просвещённых в стиле «так написалось». И не понимал, неужели настолько лень просто перечитать, просто чуть-чуть поработать над текстом, ведь сами видят же, что и рифмы банальные, и штампов выше крыши... «Лентяи» — думал я. Сейчас понимаю: дело не в лени, дело в отношении к процессу.

Общественное сознание во все времена мифологизировало творческих людей (разумеется, с подачи этих самых людей, которые, дабы укрепить в сознании общества свою уникальность и элитарность, мифологизировали заодно и творческий процесс — изображали вдохновение как нечто сверхъестественное: кто стихи во сне сочиняет, кому ангел их на ухо диктует, кто во что горазд, в общем).

И наплодило общество сотни поучительных басен и притчей, от Моцарта и Сальери до Сороконожки, которую спросили, как она ходит, и она разучилась ходить. Все они так или иначе проповедуют одно: творческий процесс непознаваем; познание творческого процесса ведёт к его умервщлению.

И вот именно отсюда и растут все стереотипы, отговорки и заблуждения людей, которые могли бы писать лучше, но не хотят.

Не хотят не потому что им лень, а потому что они боятся влезть разбираться в этот механизм и сломать его; им страшно уничтожить спонтанный творческий процесс привнесением в него работы мозга! Акт создания произведения в их головах настолько мистифицирован, что они сами не понимают даже, как это делают!

И вот скажешь таким: «Криво! Но криво же!», а они: «Ничего не знаю, мне так написалось/привиделось!» А то, что им может быть, ангел не диктует и глюки в повседневной жизни тоже не захаживают — так тут как в анекдоте: «— Но ведь мне друг рассказывал... — Так и Вы рассказывайте!».
Напрашивается вопрос: так в чём же твоя заслуга, как автора — в том, что записал под божью диктовку? Так ты поэт или стенографист?. И тут же в ответ начнутся либо нападки в стиле «Ведь гений я, а ты - лишь вошь в чернильнице у гения!» :c: Metal Cat, либо закатывание глаз и ответ а-ля: «Моя заслуга в том, что я сумел это услышать». И то и другое — уже клиника.


Человек никогда в жизни не начнёт грамотно писать стихи, покуда не осознает, что творческий процесс хотя и содержит элемент чуда — но может быть познан и должен быть познан всяким, кто хочет хорошо писать.

Как ни печально это признавать некоторым, считающим себя избранными, писать стихи может каждый. Увы, это факт: научить подбирать точные рифмы и держать ритм можно любого вменяемого человека. Но у кого-то это будут не более чем слова в рифму, а у кого-то — произведения, т.к. некоторых есть предрасположение. Это предрасположение и называется талантом, то есть возможностью испытывать вдохновение в данной сфере деятельности. И тут подошло время разрушить второй стереотип: вдохновение — отнюдь не удел избранных. Его могут испытывать все: и поэты, и инженеры, и даже дворники — просто выражаться оно будет по-разному. Ведь вдохновение — это не больше, не меньше, как ощущение желания и возможности создания чего-либо на своём поприще. У меня это выражается, как я уже здесь говорил, в «настойчивой возможности» написать что-либо. Либо что-то конкретное, либо просто что-то, и тогда в ход идёт то, что ранее было просто отложенной до времени в голове идеей.

И всё же, чтобы создать произведение, испытывать вдохновение порой необязательно: пишутся ведь всевозможные (и вполне качественные) стихи на случай, экспромты, оборотки, буриме и т.д. Многие из них ни в чём не уступают стихам, написанным «по вдохновению»; другое дело, что писать так сложнее, ибо вдохновение всегда сопряжено с сильным эмоциональным подъёмом и возрастанием веры в свои способности: в таких условиях создать что либо куда проще, и куда больше шансов, что получится хорошо. То, что стихи, написанные без вдохновения, менее «живые» — тоже, в общем-то, степеотип — таковыми их может считать автор, но, как показывают эксперименты напр. Алекса Фо, который предлагал угадать, какие из его стихов написаны по заданию, какие — для себя, — читатели этого не чувствуют.

Итак, если вы ощущаете настойчивую потребность писать, и это не сиюминутное увлечение, которое скоро пройдёт — всего святого ради, не бойтесь вы понять, как это делается, не пытайтесь отговориться штампами, а попробуйте подумать — почему вы берёте именно эти слова, как это воспринимается на слух, было ли уже что-нибудь подобное, адекватен ли данный образ и т.д. Если вам нравится поэзия, значит вы её читаете, и у вас перед глазами множество примеров того, как стоит и не стоит делать — воспользуйтесь ими. Почитайте что-нибудь по литературоведению наконец, Холшевникова например.

К науке о литературе, а особенно к стиховедению, я испытываю весьма смешанные чувства, но базовые знания о размерах, художественных приёмах и т.п. получить просто необходимо.

Главное — не бояться! Разобрав калейдоскоп и поняв, как он устроен, вы не утратите осознание того, что внутри него происходит чудо: вы научитесь сами делать калейдоскопы и дарить чудеса другим.

Как-то так.

@темы: мысли втекст, СТМ, Къ сему руку приложилъ

URL
Если человек укачивается в маршрутках, будет ли он засыпа...
Вспомнилось под хорошее настроение... Англия.. XIX в...
моей работе свойственно состояние легкого алкогольного о...
Наши тоже ничего
Идей много, реалиЗА!ция страдает.
экзамен вчера был по деловому английскому..я пришла все в...

27.01.2014 в 04:37

27.01.2014 в 04:37
Истину глаголешь.
URL

27.01.2014 в 11:00

27.01.2014 в 11:00
Отлично сказано, без понтов и очень доходчиво! И в массы бы это, к распространению:yes:
URL

27.01.2014 в 11:14

27.01.2014 в 11:14
Айриэн, :friend:
KolTA, :shame: спасибо!
ну, на самом деле - это единственный возможный вариант - без понтов. Ибо там где понты - там и заявления о чудесной непознаваемости творчества и презумпции гениальности ;)
URL

27.01.2014 в 11:28

27.01.2014 в 11:28
фон Штырман, это точно:friend:
URL

27.01.2014 в 13:50

27.01.2014 в 13:50
фон Штырман
Я не ожидала такого горячего приёма и вас не прошу подписываться на свой дневник, как и читать стихи. Разве мы с вами были знакомы? Я просто увидела строчки, показавшиеся забавными и решила посетить дневник, который оказался интересным - всё, чем руководствовалась при подписке. Заикающегося или картавящего человека не просят замолчать и заняться чем-то другим только потому, что его речь отталкивает. Я пишу то что пишется, любую критику я приму и рассмотрю, но вы же не читали моих стихов, как можете судить?
URL

27.01.2014 в 14:11

27.01.2014 в 14:11
Daliet, прошу прощения, разве я критиковал Ваши стихи? :wow: Как вы изволили заметить, я их даже не читал...

По поводу знакомства - я увидел дневник без ПЧ, где в избранных был лишь я и ещё кто-то, и решил, что Вы были подписаны на меня ранее с другого аккаунта. Значит я ошибся, извините.
URL

27.01.2014 в 14:34

27.01.2014 в 14:34
фон Штырман, сына, ты пошто красну девицу обидел? :lol: :lol: :lol:
А кроме шуток - прав стопятнадцать раз.
URL

27.01.2014 в 15:39

27.01.2014 в 15:39
darkleia, я — обидел?! Да я ни в жисть! Мам, ну ты чего?.. :-D
URL

27.01.2014 в 15:44

27.01.2014 в 15:44
фон Штырман, :-D :-D :-D
URL

27.01.2014 в 19:15

27.01.2014 в 19:15
Вот так и вспомнится, что раньше стихосложению обучали в рамках "базовой программы".
URL

28.01.2014 в 00:09

28.01.2014 в 00:09
Ralenna, это лишним не бывает, отнюдь.
URL

28.01.2014 в 02:22

28.01.2014 в 02:22
фон Штырман, как и музыка. И живопись. Только не в том виде, в котором они присутствуют в наших школах.
URL

28.01.2014 в 05:14

28.01.2014 в 05:14
фон Штырман, всё, конечно, недалеко от истины, но... Не идёт у меня из головы один случай (ибо из-за него я чуть было вместо ресторана на выпускном дочери не оказалась в больнице, так что фиг забудешь). Так вот на этом эпическом мероприятии стихи собственного сочинения читала ... преподаватель русского и литературы, т.е. подразумевается, что всю изнанку стихосложения она знает, ямб от хорея отличает во сне, так вот стихи были чудовищны!
И да, я, например, очень хорошо знаю, как строятся геологические карты, но при этом от руки их черчу отвратительно (у меня по линейке кривые линии получаются, ага). Так что теория - это хорошо, но нужно и ещё что-то, наверное это и называется талантом.
Кстати, в этом плане в одной из книг Белянина есть забавный пассаж.
URL

28.01.2014 в 12:02

28.01.2014 в 12:02
Так что теория - это хорошо, но нужно и ещё что-то, наверное это и называется талантом.
DaidreNord, так я и говорю: правила общие для всех, но даже с полным их соблюдением - у кого-то хорошо получится, а у кого-то плохо, потому-что у кого-то есть предрасположенность, а у кого-то нет.
URL

30.01.2014 в 19:35

30.01.2014 в 19:35
Так что теория - это хорошо, но нужно и ещё что-то, наверное это и называется талантом.
Талант — это просто склонность, теория — это просто теория. Вот практики нужно чудовищное количество.
А так Никита прав. Вот только раздражает меня восприятие глагольной рифмы как абсолютного зла. Во-первых, в самом деле непонятно, почему тогда под раздачу не попадают причастия, деепричастия, а также избранные существительные (особенно на -изм, -ость и тому подобные вещи). А во-вторых — вот:
Казна грязна — велика забота!
Такие деньги, если подумать,
Мы сами в силах отмыть в два счёта,
Но ты не пойдёшь мыть, и я не пойду мыть.

Глагольная, однако! И не вполне точная к тому же. Но если здесь кто-то скажет, что рифма плоха, я просто офигею на месте, так и знайте.
URL

30.01.2014 в 21:18

30.01.2014 в 21:18
Вот только раздражает меня восприятие глагольной рифмы как абсолютного зла.
Marie-Pierre, глагольные рифмы (а так же причастные, деепричастные, наречные и т.п.) никто здесь не воспринимает "абсолютным злом" — всего лишь признаком дилетанта. Тут всё дело в том, что такую рифму сложить очень просто - так просто, что порой она в речи случайно возникает, ведь у наречий, прилагательных и всех форм глагола - очень ограниченный набор окончаний. То же самое - и насчёт существитеьных на "-изм" и "-ость": такая рифма не то что ожидаема - она неизбежна. Выглядит банально и очевидно, и поэтому многие поэты такими рифмами брезгуют.
Однако вряд ли кто-то будет придираться к глагольной рифме, если она небанальна, и не выглядит "дёшево". Кстати, приведённый тобой пример, строго говоря, глагольной рифмой считать нельзя, ибо это составная рифма, и рифмуется здесь глагол и словосочетание, образующее одно фонетическое слово. И кстати, она вполне точная: начиная с ударной части звуки полностью совпадают.
URL

31.01.2014 в 09:13

31.01.2014 в 09:13
Marie-Pierre, ну над терминологией можно спорить. Но, ей-ей назвать талант Пушкина склонностью - обидно несколько.
URL

31.01.2014 в 10:12

31.01.2014 в 10:12
DaidreNord, Пушкин никогда не стал бы Пушкиным, если бы не работал над своими стихами в огромных количествах. Евгения Онегина вспомните - восемь лет труда, зато идеально везде соблюдённая строфа.
URL

31.01.2014 в 11:24

31.01.2014 в 11:24
DaidreNord, а что Вас смущает? У Пушкина был талант, т.е. была склонность к стихосложению: у него голова очень хорошо работала в этом направлении, поэтому ему удавалось сочинять гениальные стихи.
URL