краткость сестра
21:22
Обман зрения

Каким-то образом я пропустил момент появления в сети нового альбома «Сплина», наивно полагая, что раз презентация заявлена на 3 ноября, то раньше новых песен мы и не услышим. И если бы я не наткнулся на надпись «Обман зрения» когда искал ВКонтакте один из уже опубликованных треков («Страшную тайну») до сих пор бы оставался в неведении.
Итак, этот день настал. Без малого два года я и мне подобные заслушивали до дыр старые песни и ждали, ну когда же. Так что,во время скачивания альбома (по одной песне из ВКонтакта, т.к. из всех файлообменников его уже оперативно выпилили), я испытывал некоторую дрожь в суставах пальцев.
Как и в случае с «Сигналом из Космоса» довольно рано общественности стала доступна пара песен, по которым составить представление обо всём альбоме не представлялось возможным. Так что ожидать можно было всего, чего угодно.
Чего ждал лично я? Не знаю, корректно ли будет употребить здесь слово «ренессанс»: очень хотелось возвращения к «Сплину» времён «25-го кадра», «Новых людей» и «Реверсивной...» (чёрт возьми, это было 10 лет назад! Десять!!!), когда смысловая сторона песен была не менее важна, чем эмоциональная, иными словами — в сплиновских песнях либо был смысл, либо его можно было себе придумать. Конечно это моё, крайне субъективное, мнение, и нет ничьей вины в том, что современные песни Васильева не ложатся на моё восприятие так, как те. Из восемнадцати песен «Сигнала из Космоса» в итоге в моём плей-листе закрепились пять. Это, конечно, не так уж плохо, но большинство вещей того альбома существуют где-то явно вне меня. «Обман зрения» насчитывает четырнадцать композиций... Что ж, обо всём по порядку.
1. Увертюра — «Посреди пустынь / есть один пустырь...». Альбом открылся показавшейся мне несколько восточной и (видимо из-за пустынь) песочно-жёлтой композицией. В соединении с норд-вестом у меня возникла ассоциация с переменно-облачным днём на берегу залива где-нибудь на Нарвской, где непонятно — пляж это или пустырь. Музыка красивая, причудливая, завлекающая, этакий ветер странствий, а последняя строчка песни красноречиво обещает нам, что «дальше будут только чудеса». По ощущениям довольно близка к тягучим зелёным трекам с предыдущего альбома.
2. Летела жизнь — как ни крути, после увертюры, эта песня неизбежно отвечает на вопрос, какие чудеса дальше будут. А будут они мрачные и минорные. Идея ухода для «Сплина» далеко не новая, но если в «Сигнале...» это был эскапизм, новый альбом пронизывает мотив вполне физического обрыва существования. В некоторых случаях это смерть или самоубийство, в некоторых — только обман зрения. Возможно, именно в этом и состоит обещанное чудо?
3. Чёрная Волга — песня с практически прямой отсылкой к «Камню» с «Сигнала...» (даже по ритму), и одновременно — к «Без тормозов» оттуда же. Жуткая и омерзительная, как залитая нефтью река, жалкая, как старый разваливающийся автомобиль. Впечатление производит тяжёлое (переслушивать, в отличие от «Камня», не тянет), но идея хороша: здесь нам являют настоящий "обман зрения": игра образов интересна именно тем, что они лежат на поверхности. Как бензольное пятно на воде.
4. Лестница — прошла как-то мимо меня. Мы так увлеклись подъёмом по своей "Stairway to heaven", что не заметили, как дети выросли и ушли искать свою "стремянку". Может быть в силу возраста, может по каким-то другим причинам, меня, как я уже сказал, не зацепило.
5. Страшная тайна — сразу хочется отметить, что отдельно от клипа (который меня несколько шокировал, впрочем на то он и рассчитан) песня воспринимается намного лучше. Куда светлее получается. Есть в ней что-то уютное, и смерть в ней — тоже обман, но уже не зрения, а слуха. Дослушай строку до конца, и только потом подумай — умирать тебе или нет. А мы никому не расскажем, о чём таком страшном ты сперва подумал. Признаться, в свете предыдущих вещей я даже стал опасаться, не станет ли «Страшная тайна» самой светлой песней всего альбома. Забегая вперёд скажу, что, слава Богу, нет. В голове засела прочно, так что точно буду переслушивать.
6. Петербургская свадьба — ну, что тут скажешь. Это была бы самая выносная, самая сильная песня... если бы её автором был Васильев, а не Башлачёв. А так — остаётся только в очередной раз поклониться гению Александра Николаевича и вздохнуть о том, что лучше него, без голоса и на расстроенной гитаре, его песни никто не исполнит.
7. Дочь самурая — судя по одному древнему интервью Васильева в телепередаче «Квартирник», песня эта очень старая, просто до сих пор не входила ни в один альбом (я её тоже до сих пор не слышал, хотя долго искал). Уж не знаю, что в ней такое есть, но мне она понравилась. Это как раз тот случай, когда трек лег на восприятие, и не мешает ни малое количество текста, ни полное отсутствие явленного смысла. Подозреваю, что эту вещь хотя бы первое время буду слушать намного чаще других.
8. Фибоначчи — сильная штука. По речетативному "рубленному" оформлению напоминает «Больше никакого рок-н-ролла», по настроению в общем-то, тоже. «Рядом из чёрных дыр веет родным теплом...» — этим всё сказано, по-моему. Песня тёмная, очень нервная — продолжает тему летящей жизни, чёрной Волги, и Петербургской свадьбы отчасти. Несколько раз повторяемая финальная строчка — «Время творить добро!» — в общем контексте этого мрака звучит призывом музыкантов к самим себе. Самое время, родные! Давно уже пора бы...
9. В мире иллюзий — и вот, натворили: перед нами "как-бы добрая" песня. Куда светлее предыдущих, по крайней мере. Тут и эскапизм и очередной показ абсурдности этого мира («Ждут Рождества и при этом боятся прихода зимы...»), но всё куда мягче, мягче даже чем в «Сигнале...». Песня получилась очень барочная, как если бы эпоха барокко знала авангардистскую абстракцию. Тоже желтоватая; на редкость — в мажоре, и первая, которая отвечает «Увертюре». Не скажу, что понравилась (для меня слов маловато), но после Фибоначчи на ней отдыхаешь немного.
10. Праздник (Другая точка зрения) — это вторая "Другая точка зрения" у «Сплинов» на моей памяти. Первой была появившаяся на «Новых Людях» «Альтависта» в новой аранжировке, которую я обожаю, и в честь которой назван, собственно, мой дневник. С другой точки зрения песня во всех смыслах "заиграла", а потому от переделанного «Праздника» я тоже ожидал чего-то принципиально иного и неожиданного. Не вышло. Оригинальный «Праздник» был очень... специфичен (если не сказать жуток, безумен и агонистичен), здесь же получилось просто уныло. Мне не понравилось.
11. Ковш — офигенный текст о ночи с бутылкой виски на берегу моря где-то на другой стороне Земли. Всё было бы очень здорово, если б не музыка. К сожалению (так и раньше случалось), некоторые тексты Васильева нравятся мне только как тексты. В этом же случае особенно обидно — и так хороших песен мало. Совершенно непонятно, зачем таким уютным словам такое гнетущее музыкальное оформление, будто вот-вот грянет гром. Откуда? Небо-то ясное — вон, Медведица видна. Не хочется как-то верить, что сейчас героев накроет цунами от упавшего в воду два года назад Камня...
12. Солнце взойдёт — гром гремел где-то там, а гроза пришла в Питер

13. Чудак — очень печальная штука. К слову о том, что «время творить добро». Тема, конечно, стара как мир (в буквальном смысле), и я могу назвать вещи, которые были бы сильнее её, но... Внезапно было встретить у Васильева выраженное отношение к Богу. И приятно. Потому что как-то доверительно получилось. Тем и ценна эта песня. По аранжировке напомнила убившее меня наповал два года назад «Письмо». Есть у них что-то общее.
14. Волшебное слово — и последний привет к «Увертюре», где наконец нам ясно отвечают на вертящийся в голове все эти сорок минут вопрос о чудесах: «Жизнь — это самое волшебное слово». Всё умрёт, все звуки стихнут и огни погаснут, но жизнь снова проснётся где-то в глубинах океана, сладко потянется, и начнёт свой неимоверно длинный глобальный путь, состоящий из тысяч мимолётных жизней. Такой получается классический приём: тотальный мрачняк с гимном жизни под конец. Светлая штука, но прошла немного мимо меня, видимо потому что оформлена именно как заключение альбома и вряд ли будет восприниматься вне контекста (в отличие от «До встречи» с «Сигнала...», которая от этого только выигрывает).
А теперь можно подвести итоги. Как ни странно, теперь, когда я написал свои впечатления от каждой из песен, мне уже не кажется, что всё так плохо. И всё же отношение к альбому у меня сложилось противоречивое. С одной стороны, смысловой нагрузки в текстах по сравнению с «Сигналом...» действительно стало больше, и это не может не радовать. С другой стороны, ужасно мрачно получилось. И что самое обидное — не было ни одной песни, которая заставила бы меня сидеть с открытым ртом и внимать, как это было в случае с «Письмом». И ещё обидно, что если бы такая песня в альбоме была, остальных бы я просто не заметил. А так — есть пара, немного выделяющихся для меня на общем фоне, но не более того. Хотя кто знает — возможно переслушаю всё несколько раз и в чём-то изменю своё мнение.
Логично было ожидать, что после «Сигнала...» смысловой нагрузки текстов станет больше: заумнее чем там было уже невозможно. Надеюсь, что мрачнее чем в «Обмане зрения» тоже уже нельзя. Так что через два года я хочу услышать что-то более доброе... насколько эта характеристика вообще применима к творчеству группы «Сплин»
