краткость сестра
13:28
Где ФЫВА?

Эту печатную машинку я встретил в краеведческом музее города Слободского (Кировская обл.), и залип. Глаза никак не хотели отрываться от прибора, а мозг тем временем всё сильнее закипал, пытаясь сгенерировать рациональное объяснение — как такое возможно?!
Где моя любимая ФЫВА?!?!
На всех русских клавиатурах, от ископаемых «Ундервудов» и до сенсорных экранов «Айфонов» используется одна и та же стандартная раскладка, знакомая каждому ЙЦУКЕН.
Окей скажете, но данный экземпляр ведь явно дореволюционный, вон там Ѣ есть! Ну и что? Это ровным счётом ничего не объясняет: действительно, до реформы русской орфографии на клавиатуре было на две буквы больше: Ѣ помещалась между Ч и С, а I — на месте Ц, которая, в свою очередь, была вынесена в верхний (числово-символьный) ряд, так что до 1917 года русская клавиатура выглядела так:

А теперь посмотрите ещё раз на слободской Континенталь. Где на нём буква I? Последняя в первом буквенном ряду? Нет, господа: это римский колонтитул (как и верхняя левая клавиша V), в противном случае, у неё, как и у всех остальных букв, было бы два регистра (I и i). А здесь нижний регистр этой клавиши занят под точку, к слову, такую же, как точка в нижнем регистре V. Необъяснимо, но факт.
Впрочем, символами займёмся чуть позже, а сейчас предлагаю пересчитать буквенные клавиши. Их 32! Что потеряли? Ээээ... Э потеряли! Таким образом, нормально работать на данной машинке невозможно.
С числами тоже не всё просто. Первым бросается в глаза отсутствие цифры 3. Это не баг, а разумная экономия: вместо неё печатали букву З. А вместо 0, как нетрудно догадаться, О. Но по данной логике должна также отсутствовать цифра 1 (см. картинку с дореформенной раскладкой), ведь она заменяется буквой I. Однако 1 есть, равно как и I. А вот i на этой машинке напечатать невозможно.
Я собирался вернуться к символам. Пытался сравнить их расположение с расположением на других клавиатурах, но это оказалось не так-то просто, поскольку в этом вопросе разные производители допускали некоторые вольности, да и прогресс на месте не стоял: с некоторых пор на клавиатуре появляется ! (видимо, во времена, когда печатные машинки служили только официальным нуждам, этот знак был без надобности), а ныне исчезнувший с клавиатур §, и всевозможные %, &, № и пр. где-то присутствуют, а где-то нет. А # нет ни на одной

Кроме того, единого шаблона переделки машинок под новую орфографию, похоже, не существовало, так что вместо Ѣ и I вставляли то +/-, то =/!, то ещё чего-нибудь.
Вот наиболее экстравагантная из попавшихся мне модернизаций (кстати, тоже Континенталь):

Относительно классической раскладки буквы, конечно, перепутаны, но не полностью же!
Короче, на рассматривание слободского чуда я потратил кучу времени, а потом ещё кучу — на изучение клавиатур машинок разных лет и моделей. И пришёл к выводу, из-за которого меня до сих пор порой пробивает на нервное «хи-хи»:
Клавиши на этой машинке расположены просто «от балды»! Должно быть, она попала в музей будучи совершенно раздроченной, и какой-нибудь местный кулибин восстановил её «товарный вид» не имея никакого представления об устройстве раскладки. Это единственное рациональное объяснение, которое я могу придумать.
UPD: Написал, выдохнул, но зараза-мозг по-прежнему продолжает варить: но ведь на абсолютно всех машинках того времени 6 на клавшие соседствует с двоеточием (как и на компьютерной клаве), а нижний регистр 7 — запятая. А здесь — наоборот...
АААА НИМАГУБОЛЬШЕОБЭТОМДУМАТЬОСТАНОВИТЕМЕНЯЯЯ!!!

13.01.2019 в 17:45
Спасибо!
Можно... я к себе это утащу?
13.01.2019 в 18:39
14.01.2019 в 13:51
Кстати, вот статья с кучей опечаток, зато к классными фотографиями печатных машинок разных лет.
И занимательные замечания Татьяныча по поводу раскладки.
AnnetCat, ну понятно, что она не смогла печатать) Я хоть в слепую не печатаю, но всё равно кое-какая ручная память есть, так что если буквы переставить, буду тупить нехило.
Вот интересно, какая у вас машинка была, и как вооще появляются машинки с перепутанными буквами.
14.01.2019 в 14:11
14.01.2019 в 19:03
14.01.2019 в 19:18
01.02.2019 в 02:05
...А я вот на таком агрегате начинала свою трудовую деятельность. Со всеми полагающимися "йцуке", "олдж" и "фыва".)) Еле-еле нашла её фотографию в Сети. А вот год выпуска — нет.(( Я уселась за неё в 1988-м, но она была уже далеко не новая тогда.
01.02.2019 в 10:43
так она же слева от У. Ё отсутствует, что вполне логично, вместо неё часто писали Е
хотя раскладка и впрямь странная
6 на клавшие соседствует с двоеточием (как и на компьютерной клаве), а нижний регистр 7 — запятая
так там же так же
01.02.2019 в 20:01
Очень жаль, что фотка такая маленькая: интересно посмотреть, что за клавиши в верхнем ряду. Такое впечатление, что они за какую-то разметку страницы отвечают, а не за символы. Но как это работало и что именно там было?
Ticky, похоже ты не на ту картинку смотришь. Все эти замечания относятся к первой фотке, к вятскому Континенталю
02.02.2019 в 02:02
Не вопрос, как говорится!)))
Я даже инструкцию к этой машинке обнаружила в процессе поисков. Там есть и про клавиши десятичного табулятора в том самом верхнем ряду:
typewriterbook.ru/wp-content/uploads/2015/11/Op...
А это сообщества в ВК про печатные машинки:
vk.com/typosphere?from=quick_search
vk.com/typewriterrepair?from=quick_search
vk.com/pechatniemaschinki?from=quick_search
vk.com/a_typewriter?from=quick_search
02.02.2019 в 02:15
Нашла...
Вот она, родимая! С некоторыми поправками, но... образцом реставратору послужившая, скорее всего. Двуязычная пишущая машинка.
Отсюда: vk.com/typosphere?from=quick_search&w=wall-1708...
02.02.2019 в 08:24
04.02.2019 в 00:21
Насколько я понимаю, машинка эта болгарская (не знаю ни одного языка в котором до времён печатных машинок сохранился Ѫ
09.02.2019 в 02:00
...И тут мы сталкиваемся с ещё одной странностью-загадкой, потому что машинка с притащенного мной сюда фото не болгарская, а немецкая. Об этом говорит фирменный знак «S&N» на ней (фабрика «Seidel & Naumann», Дрезден). Представленная на снимке версия — «Ideal Polyglott». Подробности я обнаружила тут: mytypewriter.ru/typewriters_from_a_to_z/ideal/.
А дальше ещё интереснее. Я нашла ту же фотографию здесь: marylandstudio.wordpress.com/2017/04/23/the-bil... и там сказано, что:
«Ideal-Polyglott - первая многоязычная пишущая машинка, которая позволяла писать на латышском и русском языках (латинская / кириллическая клавиатура) на одной пишущей машинке. Изобретателем системы был Макс Клачко в Риге в 1902 году. Макс Клачко был крупным участником универсального языкового движения в тогдашнем трехъязычном городе Рига (латышский, немецкий, русский)».
А это - гуглоперевод с итальянского, кое-что проясняющий:
Ideal Polyglott (1902) - машина, описанная ранее, многоязычная. С его помощью можно было, без замены какого-либо предмета, соответствовать также на языках, которые требовали различных графических знаков; например: немецкий / русский, французский / греческий или, используя только заглавные буквы, вы можете писать одновременно иврит / русский / немецкий и т. д. Эта многоязычная машина была получена путем исключения строчных букв и написания исключительно заглавными буквами. Впоследствии вместо простого съемника на машине было установлено двойное транспортное устройство для всех 42 ключей, что позволило получить в общей сложности 126 символов; с некоторыми комбинациями они могли даже написать до 200. Макс Клачко, изобретатель этой машины, написал серию клавиатур для всех возможных языков и профессий: увеличение количества графических знаков позволяет бесконечной возможности пишущей машинки молотки. С помощью всего одной машины, просто нажав одну из двух транспортных клавиш, можно написать, не заменяя какую-либо часть, западноевропейский язык и в то же время язык с кириллицей, но после того, как Клачко построил скользящую тележку для своего автомобиля также слева направо можно было писать восточноевропейские языки и одновременно славянские языки вместе с восточным языком: турецкий, персидский, татарский, иврит и др. Эта модель автомобиля получила название Ideal Oriental . Более того, помимо уже упомянутых многоязычных клавиатур, с помощью Polyglott можно было значительно увеличить символы и символы, чтобы каждый мог настроить клавиатуру в соответствии со своими потребностями. Также можно было вставить определенные графические знаки в соответствии с требованиями: коммерция, техника, искусство, наука и т. Д.
Эта машина использовалась не только со многими графическими знаками типа письма, но и второй алфавит мог быть другого типа, так что на одной машине можно было получить два разных типа письма ( Ideal-Duplex ).
Оригинал: www.typewriterstory.com/index.php/g-i/ideal-a
23.03.2019 в 12:03
Ideal Polyglott (1902) – это машинка, уже описанная ранее, многоязычная. На ней можно было, не заменяя никаких деталей, печатать даже на языках с различными графическими знаками, например: немецкий/русский, французский/греческий, или даже, только заглавными буквами, одновременно еврейский/русский/немецкий и т.д. Такую многоязычную машинку сконструировали прежде всего благодаря устранению строчных букв и использованию исключительно заглавных. В последствии вместо простого доводчика, машинка была оборудована двойным передвигающим механизмом для всех 42 клавиш, и таким образом общее число знаков достигло 126, а с помощью некоторых комбинаций можно было напечатать даже до 200 знаков. Макс Клажко (Max Klaczko), изобретатель этой машинки, составил серию клавиатур для всех возможных языков и профессий – увеличение количества графических знаков дало бесконечные возможности для молоточной пишущей машинки. На одной машинке, всего лишь нажимая на одну из двух передвигающих кнопок, можно было печатать, не заменяя никаких деталей, на одном западно-европейском языке и одновременно на языке с кириллическим алфавитом. А после того, как Клажко сконструировал для своей машинки каретку, двигающуюся также и слева направо, стало возможным печатать на восточно-европейских языках и на славянских языках, да еще и одновременно на каком-либо восточном языке: турецком, персидском, татарском, еврейском и т.д. Эта модель получила название Ideal Oriental (восточная).
Кроме того, помимо уже упомянутых многоязычных клавиатур, на модели Polyglott можно было значительно увеличить число знаков и символов постольку, поскольку каждый мог подстроить клавиатуру под свои личные требования. Было возможно установить даже некоторые особенные графические знаки по необходимости: из коммерческой сферы, технической, сферы искусства, науки и т.д.
Эта машинка использовалась не только для одной графической системы письма. Второй алфавит мог быть другого типа, и таким образом на одной и той же машинке можно было работать с двумя системами письма (Ideal-Duplex).
Это всё очень интересно и познавательно, и всё же на изначальный вопрос ответа не даёт
23.03.2019 в 23:47
Ну, по крайней мере, родилось предположение какой именно раскладкой руководствовались при сборке той музейной красоты.
24.03.2019 в 22:39
25.03.2019 в 00:05