краткость сестра
23:51
Лесная газета
Несколько лет назад я случайно побывал на выставке в одном из московских музеев современного искусства. Смотреть там, по большей части, было не на что («два треугольника, синий и красный» — как обычно), но одна инсталляция запомнилась. Она называлась «Азой» и представляла собой несколько стендов, на которых сдержанным научно-популярным языком рассказывалось о новых, неизученных доселе формах существования — азоидах, пребывающих на грани биологического, технического и культурного. Стенды давали классификацию азоидов и иллюстрировали примерами на маленьких экранчиках с зацикленным видео. Поливальщик льёт воду на газон — это азоид. Экскаватор расшвыривает комья земли, и птицы слетаются вокруг, выискивая семена и червей — тоже азоид. Стайка подростков, катающихся на скейтах по бетонной коробке — ещё один азоид.
Эта концепция произвела на меня большое впечатление, как интересный способ видеть мир: с тех пор я начал замечать азоидов вокруг себя и улыбался этому знанию. Недавно я снова вспомнил о них и решил найти какую-нибудь информацию в Сети — я смутно помнил, будто натыкался на сайт с материалами выставки.
Того самого сайта мне найти не удалось, но я прочитал несколько интервью с автором, художником Ильёй Долговым. В них часто упоминался другой его проект — некая «Лесная газета».
Найти её не составило труда. Я открыл ссылку, прочёл первый текст, затем второй... и следующие пару часов пребывал в исследовательском восхищении.
Я нашёл гораздо больше, чем надеялся. Тот самый научно-поэтический язык — сопоставляющий, классифицирующий, иллюстрирующий, изумительно-неправильный и потому содержащий открытие чуть ли не в каждой фразе. Тот же совершенно свежий взгляд на привычные глазу вещи и явления — автор не делает различий между животным и растительным, общим и частным, абстрактным и конкретным. Но теперь объектом исследования является природа во всей её целостности, а тема раскрывается последовательно и основательно — от выпуска к выпуску.
Природа для Долгова — это заросль и пустошь, суть которых таинственна, ведь мы можем изучать их только через разрезы, которые делаем сами. Осколки природы, разбросанные по городам, легко поддаются изучению, но едва ли способны раскрыть суть заросли, потому что ограничены, купированы, конечны. Сгустки природы пробуждают вопросы, разрезы увлекают нас в её глубины, где внимательному исследователю открывается слабая дрожь природного организма, биение её сердца, вращение биологической машины...
Пересказывать «Лесную газету» бессмысленно, читайте сами. Начинать нужно с первого выпуска, разумеется.
Эта концепция произвела на меня большое впечатление, как интересный способ видеть мир: с тех пор я начал замечать азоидов вокруг себя и улыбался этому знанию. Недавно я снова вспомнил о них и решил найти какую-нибудь информацию в Сети — я смутно помнил, будто натыкался на сайт с материалами выставки.
Того самого сайта мне найти не удалось, но я прочитал несколько интервью с автором, художником Ильёй Долговым. В них часто упоминался другой его проект — некая «Лесная газета».
Найти её не составило труда. Я открыл ссылку, прочёл первый текст, затем второй... и следующие пару часов пребывал в исследовательском восхищении.
Я нашёл гораздо больше, чем надеялся. Тот самый научно-поэтический язык — сопоставляющий, классифицирующий, иллюстрирующий, изумительно-неправильный и потому содержащий открытие чуть ли не в каждой фразе. Тот же совершенно свежий взгляд на привычные глазу вещи и явления — автор не делает различий между животным и растительным, общим и частным, абстрактным и конкретным. Но теперь объектом исследования является природа во всей её целостности, а тема раскрывается последовательно и основательно — от выпуска к выпуску.
Природа для Долгова — это заросль и пустошь, суть которых таинственна, ведь мы можем изучать их только через разрезы, которые делаем сами. Осколки природы, разбросанные по городам, легко поддаются изучению, но едва ли способны раскрыть суть заросли, потому что ограничены, купированы, конечны. Сгустки природы пробуждают вопросы, разрезы увлекают нас в её глубины, где внимательному исследователю открывается слабая дрожь природного организма, биение её сердца, вращение биологической машины...
Пересказывать «Лесную газету» бессмысленно, читайте сами. Начинать нужно с первого выпуска, разумеется.