фон Штырман From streets to Stratosphere

вторник, 08 декабря 2009

краткость сестра

12:51 "А стихи и письма мои - электронка..."
От людей, которых наши потомки назовут классиками, не останется личной переписки. Никто не сможет доподлинно проверить, так ли в то время любили и страдали, как это делают теперь. И это к лучшему: я всегда ненавидел копания в личной жизни великих. Даже с целью понять причину того или иного произведения. Ведь у стихотворения, повести, рассказа, романа есть свой голос, они говорят сами за себя. Неужели переданных в них чувств мало, чтобы всё понять?
Тем более глупо всё время искать аналогии с личной жизнью. Как будто человек всё время пишет только о себе. И не может вдруг встать на сторону какого-нибудь персонажа, известного или созданного собственноручно, или вовсе своего знакомого, при этом не «подписав работу» соответствующим образом («от имени такого-то»)?
Смешно, но в детстве я мечтал, чтобы меня проходили в школе... И вот теперь, шальная мысль: что сказали бы, ознакомившись с моим творчеством эти бытовые литературоведы? Одно знаю точно: обязательно упомянули бы суицидальную тематику, пояснив, что в то время это была очень модная тема среди молодёжи.
Почему они видят в моих вещах суицидальщину, когда у меня нет ни слова об этом (ведь им так нужна конкретика!)? Почему?.. При том, что я эту тему люто ненавижу, и даже пародию писал... Странно.
Подозреваю, что большая часть классиков и не представляла, до каких трактовок дойдут хотя бы учителя в школе, преподавая их творения.

Странная какая-то параллель просматривается... будто я себя с классиками отождествляю. На самом деле я лишь говорю об общественном мнении. Это было пояснение для тех кто опять же истолкует неверно ;)

@темы: мысли втекст

URL
http://boni2.narod.ru/ После того, как я покурочил с...
Доели лося, который вчера подошел к нашему костру погреть...
Слушал брачные песни росомах. Положил на ноты. Получилось...
Разорил гнездо третьего дня. Вечером меня засосала трясин...
Биография гениальнейшего человека - Морица Эшера. Он один...
Раз уж начал рыться в записной книжке своего мобильника, ...

08.12.2009 в 15:12

08.12.2009 в 15:12
Ведь у стихотворения, повести, рассказа, романа есть свой голос, они говорят сами за себя.
Не будем столь категоричны. Жизненный опыт автора, его переживания, стиль и круг общения ещё никто не отменил.

Подозреваю, что большая часть классиков и не представляла, до каких трактовок дойдут хотя бы учителя в школе, преподавая их творения.

А вот это - абсолютно точно.
URL

08.12.2009 в 15:17

08.12.2009 в 15:17
они видят в моих вещах суицидальщину
Хде? :upset:
до каких трактовок дойдут хотя бы учителя в школе, преподавая их творения.
О да, больше всего люблю методики, где конкретно написано "автор хотел сказать то-то и то-то" :laugh:
URL

08.12.2009 в 16:02

08.12.2009 в 16:02
согласна с оратором. забавно, что не одну меня посещают мечты, чтобы меня проходили в школе. )) мания величия, убери ее от меня! )))
аналогию с личной жизнью, в принципе, везде искать и не надо, но за каждой строкой автора скрывается ЕГО личность. в стиле написания, в выборе данных, конкретных слов. как говорил мой обожаемый паланик "всё дневник. всё - изображение тебя".
URL

08.12.2009 в 16:11

08.12.2009 в 16:11
Жизненный опыт автора, его переживания, стиль и круг общения ещё никто не отменил.
Белочка Тилли, разумеется, но... обязательно ли лезть личную жизнь автора, чтобы понять ту или иную его вещь? Произведение (если оно достойно таковым называться) само несёт в себе идею, всё что автор хотел сказать, он сказал, а теперь нужно только лишь подумать и\или почувствовать. И не всё ли равно, писал он это «Анне Петровне Керн», девушке с фотографии в «Плейбое», или вымышленному созданию, о котором знал лишь он сам?..

Ralenna
О да, больше всего люблю методики, где конкретно написано "автор хотел сказать то-то и то-то" :laugh:
Вот именно так нас в школе литературе и учили. Все сидели и записывали: «автор хотел сказать...», а мы с другом сидели и возмущались: «Да откуда они знают, что он там хотел сказать?!»

Пафосное Лео
"всё дневник. всё - изображение тебя".
Вот именно... Надо бне будет всё-таки взяться, да почитать что-нибудь из Паланика...
URL

08.12.2009 в 16:16

08.12.2009 в 16:16
обязательно ли лезть личную жизнь автора, чтобы понять ту или иную его вещь

Не обязательно. Но иногда - весьма интересно поглядеть, откуда "уши торчат". А иногда, в скобках скажу, авторы сами подталкивают к изучению себя как личности.
URL

08.12.2009 в 16:31

08.12.2009 в 16:31
Не обязательно. Но иногда - весьма интересно поглядеть, откуда "уши торчат".
Белочка Тилли, есть такое дело, конечно... Но главное — не увлекаться :)
А то «Сам Гендель был обжорой,
Гюго грешил инцестом,
А Фёдор наш Михалыч
В рулетку баловал,
И даже умный Ницше
Свихнулся, как известно,
Чайковский... Ну, это ладно...
А Мусоргский бухал!» :c:Т. Шаов


А иногда, в скобках скажу, авторы сами подталкивают к изучению себя как личности.
Хм, интересно... никогда над этим не думал. Всё же, кажется мне, сие отдаёт тщеславием. Нехорошо это.
URL

08.12.2009 в 16:36

08.12.2009 в 16:36
сие отдаёт тщеславием

Не всегда. Далеко не всегда. Иногда элементарно - словишь кроссовер, и так хорошо становится!
URL

08.12.2009 в 16:42

08.12.2009 в 16:42
Лорд Энерджайзер , наш преподаватель мудрее :) Она заставляла нас искать те самые уши и исследовать, откуда они торчат :) Иначе фиг бы кто вообще интересовался самим автором. Это чревато упущенными моментами. Например, мне бы и в голову не пришло разбирать "Мастера и Маргариту" по Ницше и Фрейду. А интересно! :)
URL

08.12.2009 в 16:44

08.12.2009 в 16:44
Она заставляла нас искать те самые уши и исследовать, откуда они торчат

Мои аплодисменты вашему преподавателю! Наша учебник читала.
URL

08.12.2009 в 16:48

08.12.2009 в 16:48
Белочка Тилли , у нашей учебники были задвинуты в угол шкафа на случай проверки из районо :) Ответов по хрестоматии (и выученных из нее стихов) Т.Р. не принимает. Разве что у отпетых двоечников.
URL

08.12.2009 в 16:51

08.12.2009 в 16:51
Ralenna цените и уважайте Вашего Учителя!
URL

08.12.2009 в 16:54

08.12.2009 в 16:54
Не всегда. Далеко не всегда. Иногда элементарно - словишь кроссовер, и так хорошо становится!
Белочка Тилли, ну, если в таком случае — то да. Хотя не думаю, что при этом авторы так уж заботились о «раскручивании» себя: кому интересно — тот узнает.
К примеру, по прочтении «Романа без вранья» Мариенгофа я понял, откуда у Есенина в «Скандалисте» строчка «Я хожу в цилиндре не для женщин». И было очень приятно, и забавно :)

Ralenna, да твоей учительнице можно памятник поставить!
Иначе фиг бы кто вообще интересовался самим автором.
Вот поэтому у нас никто литературой и не интересовался. А если кот и интересовался (как я, например) — то самими произведениями, а никак не уроками!..
Например, мне бы и в голову не пришло разбирать "Мастера и Маргариту" по Ницше и Фрейду.
:buh: Да уж... и как, разбираемо? А вы что, в школе ещё и Ницше с Фрейдом проходили?
URL

08.12.2009 в 16:56

08.12.2009 в 16:56
Белочка Тилли , слишком мало тех, кто действительно ее ценит. А женщина - прекрасный преподаватель (правда, по манере скорее вузовский, чем школьный, поэтому в младших классах с ней работать очень сложно - морально) и очень интересный человек. Пока на первом курсе была возможность, я к ней раз в неделю-две просто на чай прибегала :)
URL

08.12.2009 в 17:01

08.12.2009 в 17:01
Лорд Энерджайзер А вы что, в школе ещё и Ницше с Фрейдом проходили?
не-а,нам Т.Р. рассказала те основы их учений, которые были нужны для разбора. Фрейд, Юнг, Кант и Ницше. :) И очень даже разобралось. Правда, в полном объеме и со ссылками я сейчас этот разбор не приведу, все-таки почти 5 лет прошло.
и поверь, у нас очень немногие "распробовали" эти уроки, да и то классе в 10-11. Все-таки, с Т.Р. сложно работать. Хоть и безумно интересно!
URL

08.12.2009 в 17:01

08.12.2009 в 17:01
Ralenna увы, это для нестандартных людей - скорее правило. Они - не как все. С ними трудно. Вот и не ценят.
URL

08.12.2009 в 17:04

08.12.2009 в 17:04
Белочка Тилли , я надеюсь, что со временем оценят. Когда поблекнут воспоминания о "невыносимых мучениях по подготовке и сдаче материала" (с)
URL

08.12.2009 в 17:05

08.12.2009 в 17:05
Ralenna )))))))))))))
URL

08.12.2009 в 21:15

08.12.2009 в 21:15
Не поверите - только вчера набрался смелости спросить одного уже практически если не классика, то известного писателя\поэта\драматурга, что она имела в виду под одной фразой - то-то или то-то? Ответ был (буквально) - "да ничего такого особенного, это просто суть вороньей жизни"! А я там понастроил себе...
Вот вам и "хотел сказать"...
А с другой стороны, а что еще нам, стервятникам-литературоведам, делать-то? :shuffle:
URL

08.12.2009 в 21:35

08.12.2009 в 21:35
isshi , плохо, когда эти самые литературоведы напридумывают и пускают в народ, не удосужившись спросить автора. :)
Я уже не раз, кстати, сталкивалась с мнением собственно авторов в подобной ситуации. Чаще всего они гоорят, что если автор жив и в пределах досягаемости, то лучше все-таки уточнить у первоисточника :)
URL

08.12.2009 в 23:25

08.12.2009 в 23:25
насчет первоисточника приведу пример из биографии одного из музыкантов рок-группы куин (которой уже давно не существует, но память о ней жива) - его постоянно спрашивали о смысле одной его песни, и его так достали вопросами, что он стал отделываться выдуманными глупыми ответами, чтобы отстали
URL

09.12.2009 в 08:46

09.12.2009 в 08:46
Ralenna :yes: о том и речь)
Но ведь не всегда это хотят делать... и не всегда могут, кстати, тоже. вот и рождаются карабчиевские...
Пафосное Лео И так бывает... Доканывать автора прямыми вопросами, имхо, тоже не метод. Я вот у Медведева так и не решился за целый вечер спросить одну вещь... Другое дело - показать свои наработки и спросить мнение. Это лучший способ, мне кажется...
URL

09.12.2009 в 10:52

09.12.2009 в 10:52
isshi , :)
Пафосное Лео , спрашивать автора "а в чем смысл вашего произведения?" - показать, что а) сам ты понять его не способен; б) автор настолько плохо написал, что никто, кроме него, не понимает. Поэтому я поддержу isshi , стоит приходить к автору сразу со своими наработками, а не только с дурацкими вопросами.
К тому же, именно смысл произведения чаще всего лежит на поверхности, уточняют всяческие детали.
URL

09.12.2009 в 11:10

09.12.2009 в 11:10
Ralenna менно смысл произведения чаще всего лежит на поверхности,
Ну не всегда на поверхности, я бы сказал... но если смысл произведения тебе непонятен, то а) либо его не было вовсе б) не стоит и спрашивать и вообще лезть в литературоведы доморощенные - за умного сойдешь) простите за резкость:shuffle:
Спасибо Раленне, напомнила: я с самого начала имел в виду смысл именно отдельных деталей, слов, образов и т.п. И немного забыл это обозначить. Простите:shy: вечно забываю самое главное
URL

09.12.2009 в 11:14

09.12.2009 в 11:14
isshi , согласна, не на поверхности. Скажем так: в зоне досягаемости :)
Поинмаю авторов, которые звереют от заявлений типа "Я вашего творения вааще не понял, но я хотел спросить..." А такие "по-читатели" обычно лепят ему диагноз "плохой автор, я ни фига не понял ни чё он пишет, ни чё он объясняет".
URL

09.12.2009 в 11:30

09.12.2009 в 11:30
Ralenna :yes:
Я обычно исхожу из позиции "если я не понял, о чем это, то я дурак - и нечего свою дурость напоказ выставлять" Иногда я осмеливаюсь спросить не у автора, а у людей, которые рядом и которым доверяю. И часто бывает, что мне разъясняют) так было с некоторыми песнями Олега Всеволодовича, с одним аниме-сериалом и т п.
А что касается классики нашей литературы, то я каждый урок своим детям говорю: "Вам не нужно ничего, кроме текста произведения. Все, что хотел сказать автор, написано там. И нечего тупые статьи в интернете читать". А они все равно читают -_-"
И вместо того, чтобы рассказывать мне, что думал о нигилизме Базаров, рассказывают, что думали о нигилизме критики советской эпохи. Да еще и перевранном виде.
URL

09.12.2009 в 15:00

09.12.2009 в 15:00
isshi А с другой стороны, а что еще нам, стервятникам-литературоведам, делать-то? :shuffle:
Ну да... я ведь и сам туда подамся вскорости, если удастся... Что делать? Иметь чутьё и знать меру ;)
А я там понастроил себе...
И такое бывает :) Опять же, многие вещи мы трактуем по-своему, возможно заведомо неправильно, но они значат что-то лично для нас именно в этом свете. Так я не далее, чем вчера вдруг осознал в знакомых с детства песнях Арбенина смысл нескольких фраз, раньше бывших для меня просто фразами. Пока ты не испытаешь то, о чём написано, понять (не принять, а именно понять) бывает непросто...
Насчёт же расспросов автора о смысле, до сих пор удивляюсь своей наглости смелости, когда я всё-таки спросил Арбенина: «А почему пошлое Адмиралтейство?». И конечно, я оказался не первым, кто спросил :)
Другое дело - показать свои наработки и спросить мнение. Это лучший способ, мне кажется...
Это здорово. Все шансы, что автор проникнется к тебе симпатией за такой глубокий интерес к его творчеству и наконец откроет тайну ;)
но если смысл произведения тебе непонятен, то а) либо его не было вовсе б) не стоит и спрашивать и вообще лезть в литературоведы доморощенные - за умного сойдешь) простите за резкость:shuffle:
Как говорится, плюс один! :)
Но правда ведь, есть вещи (у Васильева, например, таких немало), в которых смысловая составляющая отсутствует, или почти не выращена. Они или воспринимаются подсознанием, как поэзия ощущений , или не воспринимаются вовсе. Не знаю, хорошо это, плохо ли, но так бывает...
с одним аниме-сериалом и т п.
А не скажешь, с каким? :) Вот я был бы очень рад, если бы мне кто нибудь «Дарксайда» объяснил...
"Вам не нужно ничего, кроме текста произведения. Все, что хотел сказать автор, написано там. И нечего тупые статьи в интернете читать"
Ну почему, почему я не у тебя учился?!! :apstenu:
А они все равно читают -_-"
...и ищут в Инете (в частности — у меня) сочинения на тему «Грибной дождик». А у Сатори меня просто запрос поразил: что-то вроде «скачать сочинение о знакомом человеке»! :crazy:

Ralenna, как же мне всё-таки не повезло с Маришкой!.. :-(
плохо, когда эти самые литературоведы напридумывают и пускают в народ, не удосужившись спросить автора. :)
Такой подход я «жёлтым литературоведением» называю ;)
К тому же, именно смысл произведения чаще всего лежит на поверхности, уточняют всяческие детали.
Хе, судя по тому, что у меня ищут «Смысл песни "Двое не спят"» и т.п., для многих и понимание смысла — огромная проблема. Но это ИМХО уже клиника ;)
"Я вашего творения вааще не понял, но я хотел спросить..."
Сразу Задорнов вспоминается: «Здрасьте, мы вас узнали!.. Только мы вас не понимаем! Но вы не беспокойтесь, Жванецкого мы не понимаем ещё больше!..»

Пафосное Лео
его постоянно спрашивали о смысле одной его песни, и его так достали вопросами, что он стал отделываться выдуманными глупыми ответами, чтобы отстали
Вот именно так я задолбался отвечать на поисковые запросы «Что такое "Альтависта"», и в последнем сборнике происков ответил, что это «битригональный додекаэдр». Хотя и слово вполне реальное, и вопрос должен быть адресован не мне, а Васильеву ;)
...и я представляю, как достают Максима Покровского («Ногу Свело!») с вопросами о переводе их величайшего хита «Хару-Мамбуру» :D
URL

09.12.2009 в 16:13

09.12.2009 в 16:13
Лорд Энерджайзер Иметь чутьё и знать меру ага, вот и Минерлов о том же...))
в которых смысловая составляющая отсутствует, или почти не выращена. не выражена? ;) ну, говорили-то о смысле... А вообще, смысл - понятие широкое, и красивая форма (звукопись, рифма и тп) - тоже смысл.
А мы вот вчера с 11 классом разбирали брюсовское Творчество. И вполне себе там конкретные смыслы понаходили - даром что классик символизма :shuffle:
А не скажешь, с каким? Mirage of Blaze - призрачное Пламя. Я там запутался к окончанию:shy: А дарксайд не смотрел ((
Ну почему, почему я не у тебя учился?!! может, потому, что я в другом городе живу? )
«скачать сочинение о знакомом человеке» - точно, мои ученички... в кавычках.
URL

09.12.2009 в 16:50

09.12.2009 в 16:50
вот и Минерлов о том же...))
isshi, прости мою серость, а ето хто? :)
не выражена? ;)
Разумеется :tear: а так тоже неплохо звучит, довольно метафорично ;)
Mirage of Blaze - призрачное Пламя. Я там запутался к окончанию:shy: А дарксайд не смотрел ((
Ууу... а я это не смотрел... Стоит? :)
может, потому, что я в другом городе живу? )
Ну да, ну да... Просто страшно обидно, что у нас была какая-то двинутая Маришка, а не расчудесный ты! Хотя был бы ты у меня учителем, я б наверно на все предметы бы остальные забил, а после уроков с тобой про аниме трепался :D
URL

09.12.2009 в 18:13

09.12.2009 в 18:13
isshi "если я не понял, о чем это, то я дурак - и нечего свою дурость напоказ выставлять"
Зависит от того, перед кем показывать. Иногда я могу сделать умный вид и томно обронить "не мое", а иногда - честно скажу, что не поняла.
Лорд Энерджайзер
в которых смысловая составляющая отсутствует, или почти не выращена
разбирали брюсовское Творчество. И вполне себе там конкретные смыслы понаходили - даром что классик символизма
ИМХО, смысла нет как раз в большинстве современных "произведений" из серии "поток несознания над кучкой грязных носков" :tongue:
А у классиков символизма, по большей части, смысл есть. И прелесть в том, что он неоднозначен. Каждый читает по-своему и види свое :)
как же мне всё-таки не повезло с Маришкой!..
Зато теперь ты точно знаешь, что такое "плохо" ;-) А знания, вырванные с боем, задерживаются в голове дольше, чем полученные на блюдечке.
URL

09.12.2009 в 18:22

09.12.2009 в 18:22
А знания, вырванные с боем, задерживаются в голове дольше, чем полученные на блюдечке.
Ralenna, если б я получал от неё какие-то знания... Возвращаясь к изначальной теме повторюсь, что Литература — этот такой предмет, где произведения говорят сами за себя, и учителю здесь учить нечему. Задача учителя данного предмета ИМХО — заинтересовать и обращать внимание учеников на детали. Маришка не делала ни того, ни другого... Но и с идеологией не лезла (кроме пресловутого случая с «Тучками»). Так что кто хотел — тот читал, и понимал так, как понимал. Безусловно, могло быть и хуже...
А когда я на Малый Факультет пришёл — вообще почувствовал себя идиотом: по русскому, как оказалось, он нас не научила вообще ничему. Спасибо МФ, всё что я знал о языке перед поступлением — я узнал за год оттуда :)
URL